Список приёмов на занятии
Приёмы на развитие коммуникации, внимательности и критического мышления
TIME ROUND ROBIN — ВРЕМЯ ГОВОРИТЬ
Краткое повторение: учитель только что рассказал какой-то материал. Теперь надо повторить самую суть за 20-30-45 секунд. Время выбирается по ситуации и по объёму. Если пауза — остальные подсказывают намёками
THINK RIGTH ROUND ROBIN — ВРЕМЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
Есть 4 утверждения, 3 неверных
  1. Даётся 3 неверных 1 одно верное утверждение
  2. Ученики расставляют плюсы-минусы. Как закончили сделали Пузырики шипучки пшшшшшш!
  3. Даётся учебный материал
  4. Заново расставляют плюсы-минусы
  5. После проводим раньше я думал что.... теперь я знаю что...
FRAYER MODEL — Модель Фрейер (Дороти Фрейер)
Анализ Сложных понятий — Системный взгляд
  1. Берём лист бумаги и складываем пополам и потом ещё раз пополам в другом направлении, центральный угол сгибаем, потом всё разворачиваем
  2. В центре пишем изучаемое понятие
  3. Верхний левый угол — обязательные характеристики
  4. Верхний правый угол — не обязательные характеристики
  5. Нижний левый — примеры
  6. Нижний правый — противоположные примеры (но чем-то похожий, например бабочка — не птица, но летает)
ВЗЛЁТ — ПОСАДКА
Согласен — встал, не согласен — сидит
  1. Отодвигаемся от стола
  2. Если согласен — встал, не согласен — сидит
  3. Отвечает на вопросы почему
  4. Работа: раньше я думал, что __________, теперь я думаю, что __________
SAME BUT DIFFERENT — ТАКОЙ ЖЕ, НО ДРУГОЙ
Записать 3-4-5 слов/словосочетаний, описывающих данную картинку
  1. Показываем картинку или задаём вопрос
  2. Указываем слова-исключения
  3. Ученики генерируют нестандартные креативные ответы
  4. Учитель проверяет правильность ответов
3 — 2 — 1
Развитие навыков рефлексии
— 3 самых важных момента, которые я сегодня узнал
— 2 приёма (формулы, явления), которые я буду применять
— 1 комментарий или вопрос, который у меня возник во время обучения
FOUR BOX SYNECTICS — СИНЕКТИКА
Связь в 4 квадрата — развитие креативного мышления
  1. Ученики создают макет или зарисовывают в тетради. На внешних частях надо нарисовать 4 предмета, которых нет на рабочем столе в комнате, кабинете, классе. Это должны быть неживые предметы, даже цветы или животные. Минимум один должен быть двигающимся (качели, мост, кабель, плоскогубцы). Теперь задание: изучаемый предмет похож на нарисованный предмет потому что…
  2. Учитель задаёт понятие, а ученики записывают аналогии между своими картинками и понятием
  3. Учитель собирает работы и ставит отметки или даёт возможность ученикам поделиться между собой ответами и перепроверить себя
  4. Предмета может быть не 4, а другое количество на усмотрение преподавателя
SIMULTANEOUS ROUND TABLE — ОДНОВРЕМЕННАЯ РАБОТА ПО КРУГУ
Работают все 4 или 2 человека (тогда маятник — Релли Тейбл)
  1. Первый написал и передал второму, тот написал передал третьему
  2. И так, пока не дойдём до 1-го
  3. Если круг только один — заканчиваем. Если не один — продолжаем
  4. Используется тогда, когда ответ следующего зависит от ответа предыдущего
  5. Лист может быть 1 или 4. Если 4 — тогда SIMULTANEOUS

Одновременный маятник (Сималтениус Релли Тейбл)
  1. Оба пишут на своём листе, меняются, снова пишут и тд
SEE-THINK-WONDER — ПОСМОТРИ-ПОДУМАЙ-ЗАДАЙСЯ ВОПРОСОМ
Развитие наблюдательности и любознательности
  1. Что вы видите? Ученики наблюдают и записывают в первом столбце
  2. Что вы думаете об этом, какие у вас выводы? Ученики пишут умозаключения во втором столбце
  3. Какие вопросы у вас возникают? Ученики пишут вопросы в третьем столбце
РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
«Самым интересным в твоём списке (обращаясь к напарнику) было: … »
JOT THOUGHTS — МЫСЛИ НА СТОЛЕ
Структурированный письменный мозговой штурм в команде
  1. Каждый член команды берёт 4 маленьких листочка бумаги. Даже на открытых уроках лучше, чтобы дети сами сделали эти листочки. Например так: порвите листочек пополам. Передайте половинку соседу с улыбкой. Повторите, пока не получится 4 листочка
  2. Учитель задаёт вопрос или тему для генерирования идеи
  3. Каждый ученик ПРИДУМЫВАЕТ вариант (слово, словосочетание, связанное с темой)(напр. по теме Россия ученики могут предложить «Родина», «Богата полезными ископаемыми», «Самая большая страна»)
  4. Далее ученик проговаривает свой вариант (чтобы «забить», чтобы другие не использовали)
  5. Затем записывает на одном из 4-х листочков и кладёт лицевой стороной вверх, не перекрывая другие листочки
  6. Каждому ученику надо максимально быстро заполнить свои 4 листочка. Работы выполняется не по кругу, остальных не ждём. Как только команда выполнила — сделали пшшших
CONTINUOUS ROUND ROBIN — ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ РАУНТ РОБИН
Структурированный мозговой штурм в команде
  1. Учитель задаёт тему/вопрос/проблему, чтобы ученики сгенерировали множество ответов (минимум 7-8)
  2. Начиная с участника №1 за столом, ученики по кругу предлагают по одному ответу, пока все варианты не закончатся
  3. Учитель фронтально опрашивает несколько команд
TIC-TAC-TOE — КРЕСТИКИ-НОЛИКИ
Развитие навыка нахождения связей между темами/понятиями
  1. В 9-ти карточках учитель пишет изученные Термины
  2. Получается 3 горизонтальных, 3 вертикальных, и 2 диагонали, итого 8 линий
  3. Ученик берёт любую линию, три термина с этой линии и составляем предложение с этими словами. И не просто перечисление терминов, а глубокое и осмысленное, сложное предложение, которое отражает характеристики каждого понятия и взаимосвязи между ними
  4. Ученики записывают 1-3 предложения. Чем больше — тем более видимые результаты
  5. Ученики по кругу с выражением презентуют свои предложения, предварительно обозначив использованные 3 понятия, чтобы члены команды могли проследить ход мыслей
CONNECT-EXTEND-CHALLENGE
Развитие навыка рефлексии
  1. Что я знал раньше (свяжите полученные сегодня знания с тем, что вы знали ранее)
  2. Что я узнал (какие новые знания я получил)
  3. О чём мне нельзя забывать, что надо учесть (во время внедрения в практику изученной темы)
TALKING MAT — Говорящая карта
Мозговой штурм. Связи между понятиями. Вопросы для дальнейшего изучения
  1. Первый этап: Мозговой штурм. Учитель задаёт тему и время на размышление. Ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине
  2. Второй этап: Создание связей и формулирование вопросов. Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью: Установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя их стрелками); И формулирования комментариев и вопросов по теме
  3. Третий этап: формулирование выводов и обмен ответами. Ученики подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя созданные связи. Команды презентуют свои работы друг другу
СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В КОМАНДЕ
Мозговой штурм на одном листке всей командой
  1. Учитель формулирует тему или вопрос для размышления
  2. Ученики записывают максимальное количество идей в виде списка на своей части листа
  3. Учитель определяет максимальное количество идей для центрального квадрата (обычно от 3 до 5)
  4. Ученик делится идеей, если вся команда согласна (большой палец вверх), кто-то один записывает эту идею в центральный квадрат. И переход к следующему ученику
  5. Ученики продолжают до тех пор, пока все не поделятся своими идеями
  6. Идеи записанные в центральный квадрат — это идеи всей команды
CLAIM-SUPPORT-QUESTION — Заяви-Аргументируй-Задай вопрос (Поставь под сомнение)
Аргументированное рассуждение
  1. Сформулируй утверждение (заявление) по теме (Развитие науки принесло больше пользы, чем вреда)
  2. Представь аргументы/доказательства в поддержку вашего утверждения (Техника в с/х помогает ускорить выращивание и сбор урожая)
  3. Задай вопрос для дальнейшего изучения темы (Приводит ли использование техники в с/х к увеличению безработицы?)
800 RUBLES SUMMARY — Резюме на 800 рублей
Определение главной мысли и формулирование выводов
  1. Учитель определяет стоимость резюме и стоимость слова
  2. Учитель может обозначить слова, которые должны войти в состав
  3. Ученики записывают главную мысль и выводы так, чтобы сформировать резюме на нужную сумму
RECIPE — Рецепт
Формирование вкусной последовательности действий
Пример:
Класс: 7
Предмет: Физика
Тема: Сила Архимеда

Рецепт чего должны написать дети: Рецепт формулы для вычисления силы Архимеда

Пример рецепта по этой теме:
  1. Достать сковородку и поставить на газ — нарисовать рисунок тела в жидкости в соответствии с условием (плавает или полностью погружено)
  2. Добавить на сковородку масло — указать на рисунке объём тела, который погружен в жидкость, указать плотность жидкости
  3. Достать яйца и помыть их — написать стандартную формулу силы Архимеда
  4. Разбить яйца над сковородкой и дождаться, когда поджарятся — подставить в формулу данные по объёму и плотности и получить численный результат
  5. Разложить яичницу по тарелкам и насладиться блюдом — записать слово «Ответ» и записать численный результат, не забыв указать единицы измерения Ньютоны «Н»
SORT CARDS — Сортировка карточек
Классификация
  1. Учитель диктует понятие или выводит на экран
  2. Ученики сортируют их по категориям (минимум 3, максимум 5)
  3. В каждой категории может быть разное количество карточек
  4. Потом ученики по очереди презентуют свои наборы и категории команде
CIRCLE OF VIEWPOINTS — Круг мнений
Принятие различных точек зрения
  1. Учитель представляет классу раздражитель или тему (безработица) (инерция)
  2. Ученики принимают на себя различные точки зрения/роли по данной теме (безработный, сотрудник службы занятости, владелец предприятия, глава города, президент) (проектировщики дорог, инженеры транспортных средств, водители/пилоты, военные). Каждый ученик принимает на себя одну конкретную роль
  3. Ученики анализируют тему с заданных точек зрения и делятся своим мнением
  4. Ученики задают вопросы, которые могут возникнуть у других участников к их роли, и передают свои вопросы следующему ученику по кругу
  5. Ученики берут на себя новую роль в зависимости от полученных вопросов и отвечают на эти вопросы с точки зрения новой роли
ZOOM-IN — Увеличение
Что это?
  1. Показываем фрагмент картинки. Что это?
  2. Показываем другой фрагмент или уменьшенный исходный фрагмент. Что это?
  3. Через несколько шагов показываем исходную картинку
NUMBER UP — Номер вверх
Активное слушание
  1. Необходима команда из 2-х и более участников. Оптимально 3-5
  2. Учитель определяет «магическое число для упражнения»
  3. Члены команды считают вслух, начиная с номера 1. Можно произносить число или число и термин из темы, или просто термин из темы
  4. Каждый раз, когда новое число делится на «магическое» или содержит его, ученик его не проговаривает, а встаёт
  5. Следующий участник продолжает отсчёт со следующего числа
  6. Действие продолжается до тех пор, пока учитель не остановит процесс
CONNECT-EXTEND-CHALLENGE — Свяжите-Расширьте-Продумайте
Активное слушание
  1. Свяжите полученные сегодня знания с тем, что вы знали ранее: Как информация и идеи, изученные сегодня, связаны с тем, что вы уже знали и использовали на своём уроке?
  2. Расширьте полученные знания для применения в будущем: Какие новые идеи, расширяющие и углубляющие ваше мышление в разных направлениях, вы сегодня получили?
  3. Продумайте возможные проблемы, которые необходимо преодолеть при внедрении в практику
THINKING ALOUD — Мышление вслух
Моделирование
  1. Учитель проговаривает этапы решения задачи вслух
  2. Ученики наблюдают и активно слушают и фиксируют мысли и действия учителя
  3. Ученики проговаривают друг другу, что и как выполнял учитель при размышлении вслух
STIR THE CLASS — ПЕРЕМЕШАЙТЕ КЛСАА
Структурированный устный мозговой штурм всем классом
  1. Учитель задаёт вопрос, а ученики в течение 30 секунд записывают в своей тетради максимальное количество ответов в виде столбика
  2. Ученики чертят линию после последнего ответа. Далее они двигаются по классу и работают в разных парах, чтобы увеличить список ответов в течение 3-5 минут
  3. Повторяющиеся идеи отмечаются галочкой
QUIZ-QUIZ-TRADE — Подскажи-Подскажи-Научи
Интерактивное повторение изученного материала
  1. Все номера 1 возьмите лист А4 на столе и покажите мне
  2. Сложите лист пополам и разделите на 2 части. Покажи мне
  3. Одну половинку передайте паре напротив с улыбкой, без улыбки не принимается (уже настроение поднялось)
  4. Все у кого есть А5, сложите пополам, порвите и передайте половинку паре по плечу с улыбкой. Без улыбки не принимайте
  5. Теперь у каждого есть четвертинка листа А4
  6. Нижнюю треть листа загните
  7. На одной стороне крупно пишете вопрос, а с обратной стороны на загнутой части — ответ на этот вопрос. Ответ не виден, даже если лист перевернуть, но становится виден, если край отогнуть, то виден ответ
  8. Итак, карточки готовы, ответы пока нет
  9. Записываем репродуктивный вопрос по теме урока с одним единственным ответом. Вопросы задаём только по пройденному курсу. На проверку пройденных знаний
  10. И ответ на этот вопрос в загибаемой части
  11. Если карточки создают ученики — учитель их проверяет
  12. Ученики встают в пары с ближайшим одноклассником не из своего стола
  13. Ученик задаёт вопрос, даёт 5-10 секунд на размышление и проверяет ответ своей пары по предложенной модели: ПОДСКАЖИ-ПОДСКАЖИ-НАУЧИ-ПЕРЕСПРОСИ-ПОХВАЛИ
  14. Далее ученик Б так же опрашивает свою пару и проверяет ответ
  15. Ученики меняются карточками и благодарят друг-друга. С каждой карточкой работы ведётся дважды: в роли ученика и в роли учителя
  16. Ученики прорабатывают аналогичным образом ещё 5-10 карточек со свойственным им темпом
  17. Будет общее время для всех, таймер, при этом индивидуальная работа идёт со своей скоростью без учёта времени
CORNERS — УГЛЫ
Записать 3-4-5 слов/словосочетаний, описывающих данную картинку
  1. Учитель объявляет варианты ответов (углы)
  2. Дети принимают решение, выбирают один из ответов (углов) и ЗАПИСЫВАЮТ
  3. Ученики распределяются по углам и образуют пары не из своей четвёрки
  4. В парах ученики объясняют свой выбор на время (обычно 30 сек). Поднимите руки, кто начинает первым (это спросить обязательно, иначе они всё время будут определять, кто начинает первым)
  5. Который слушал говорит: «Спасибо за такой развёрнутый ответ»
  6. Меняются местами
  7. И теперь который слушал говорит: «А у тебя ответ ещё лучше!»
  8. В конце учитель фронтально опрашивает несколько учеников из разных углов, чтобы услышать разнообразие ответов
CLOCK BUDDIES — ДРУЗЬЯ ПО ЧАСАМ
Эффективная работа в парах
  1. Нельзя брать стандартную пару
  2. Максимально быстро надо записать 4-х участников не со своего стола на каждое время по участнику. Может выглядеть как структурированный хаос как на фото
  3. Сначала используем на 4 времени, а потом будет на 12 времён, при условии что в классе хотя бы 24 человека. Макет делаем исходя из количества учеников в классе. Могут друзья идти по МАТЕРИКАМ, как на картинке. Или друзья по металлам (Таблица Менделеева). Или таблица по полководцам Отечественной войны 12-го года
  4. Макет делается один раз и потом используется регулярно. Макеты делают или активисты или опаздывающие
  5. Во время урока:
  6. Учитель ставит вопрос по теме, даёт время на подготовку ответа, затем объявляет, с кем ученики должны встать (какой час)
  7. Ученики максимально быстро распределяются по парам и делятся ответами. Начинающий — выигравший в камень-ножницы-бумага
  8. Учитель проходит между рядами и прислушивается к ответам учеников.В конце проводится фронтальный опрос и исправление возможных ошибок
MIX-FREEZE-GROUPE — СМЕШАТЬСЯ-ЗАМЕРЕТЬ-СГРУППИРОВАТЬСЯ
Под музыку дети ходят и перемешиваются
  1. Ученики двигаются по классу под музыку, перемешиваются
  2. Учитель останавливает музыку, ученики в тишине ждут вопрос
  3. Учитель задаёт вопрос, ответом которого является число и громки считает до 3-х. Пока считает, ученики должны сформировать группы из такого числа человек, которым является ответ на поставленный вопрос
  4. Учитель проверяет количество учеников в группе, выявляя правильные и неправильные ответы
  5. Важно проверять не только правильность но и причины выбора
INSIDE-OUTSIDE CIRCLE — Внутренний-Внешний круг
Эффективное закрепление темы в парах
  1. Ученики образуют два круга по периметру, круги смотрят лицом друг на друга
  2. Ученики получают от учителя число и идут направо, отсчитывая нужное количество учеников, которые мимо них проходят, отмечая хлопками и находят себе новую пару
  3. Учитель задаёт вопрос и даёт 10-15 секунд на размышление. Далее учитель определяет длительность ответа (напр 40 сек) и кто начинает первым
  4. Ученики по очереди отвечают и внимательно слушают ответы пары
  5. Учитель выборочно опрашивает несколько человек о том, что он/она узнал(а) от своей пары
  6. Ученики прощаются и двигаются дальше по кругу, чтобы найти себе другую пару. Таким образом они прорабатывают 3-4 вопроса, а учитель прислушивается к обсуждениям, чтобы сделать мышление учеников видимым
MIX — PAIR — SHARE
Развитие навыков презентации
  1. Ученики передвигаются по классу под музыку
  2. Учитель останавливает музыку и ученики сразу встают в пары с ближайшим одноклассником не из своего стола
  3. Учитель задаёт вопрос и даёт 5-10 секунд на размышление. Далее учитель определяет, кто начинает отвечать первым и сколько времени на ответ
  4. Когда закончили — скажите своей паре: «Как хорошо с тобой работается!»
Made on
Tilda