Алексей Майоров — автор методики «НУЖНЫЙ БАЛЛ» — 7-шаговой системы подготовки к ОГЭ/ЕГЭ и олимпиадам по математике и физике.
Условные обозначения:
ОГЭ — Основной Государственный Экзамен, сдается после 9 класса, результаты используются для поступления в 10 класс
ЕГЭ — Единый Государственный Экзамен, сдается после 11 класса, результаты используются для поступления в вуз
Если ваш ребёнок учится в 9-11 классе, скорее всего вы хотите быть уверены в том, что он действительно готов к ОГЭ и ЕГЭ и сможет набрать нужный балл, чтобы поступить в вуз своей мечты.
Ниже я привожу список и подробное описание причин, которые точно помешают вашему ребенку успешно сдать экзамены и получить нужный балл. А так же я предлагаю проверенное решение по каждому пункту. Я использую данные рекомендации в своей работе репетитора и вижу, насколько это помогает моим ученикам уверенно сдать экзамены, получить нужный балл и поступить в вуз своей мечты.
Причина №1
В классе 30 человек
Степень важности ★★★
Когда в классе 30 учеников, учитель игнорирует вопросы, т.к. физически не может ответить каждому
Решение:
У меня ученики занимаются в мини-группах до 8 человек, и я отвечаю на все вопросы каждому ребёнку, не оставляя без внимания никого. В результате каждое занятие, каждая тема на 100% усваивается учеником. И он может это применить на экзамене
Причина №2
Отсутствие командной работы
Степень важности ★★★
Хотя в классе у вашего ребенка 30 человек, он сидит и учится как-бы отдельно, сам по себе, скучает и часто отвлекается
Решение:
У меня ученики работают в командах по 4 человека. Задают друг другу вопросы, отвечают, внимательно слушают, устраивают мозговые штурмы. В результате ученик не только полностью усваивает предмет, но также развивает навыки XXI века: критическое мышление, креативное мышление, навыки успешной коммуникации с другими людьми. Всё это обладает огромной ценностью и точно поможет вашему ребенку найти свое место в жизни, стать успешным и счастливым
Причина №3
Пробелы в школьной программе
Степень важности ★★★★
Ваш ребёнок на занятиях в любом случае что-то не понимает. Учитель плохо объясняет или его просто нет в школе. И это непонимание с каждым годом неминуемо накапливается. После этого ни сам ребёнок, ни учитель, ни тем более вы, не знаете, что было пропущено или не понято, и каких именно знаний по предмету ребёнку не хватает, чтобы он смог успешно сдать экзамен
Обычная попытка родителей решить эту проблему — это критика, обвинения, наказания, угрозы и тд не работают, а только отдаляют ребёнка от вас и вызывает отторжение учителей и образования в целом, и такой человек такой человек в будущем не захочет учиться вообще
Решение:
Я создал методику, которая позволяет выявить все пробелы ученика и устранить их. Именно так мы восстановим способность вашего ребёнка самостоятельно решать задачи на экзамене, чтобы он поступил в нужный вуз
Причина №4
Плохие учебники и задачники
Степень важности ★★★★
Во всех школах страны используются одинаковые учебники и задачники, которые, как это ни странно, не позволяют вашему ребенку по-настоящему качественно подготовиться к экзамену:
— учебники написаны теоретиками, которые сами физику или математику не очень понимают
— плохое оформление, трудно выделить главные мысли и моменты
— мало наглядности для понимания (рисунков, иллюстраций и т.д.)
— скучные и однотипные задачи, не используется принцип от простого к более сложному
Решение:
Я много лет сравнивал и отбирал лучшие учебники и задачники, по которым будет учиться ваш ребенок. Каждому ребёнку даю задание из наиболее подходящего ему сборника
Причина №5
Плохие учителя в школе
Степень важности ★★★★★
Сейчас часто встречается ситуация, когда учитель сам плохо знает предмет. И не может научить детей решать задачи, а значит и сдать экзамен на нужный балл
Дело в том, что в последние 3-4 десятилетия выпускники школ шли в педагогические вузы по остаточному принципу: не удалось поступить ни в один вуз — возьмут учителем. И ситуация пока не поменялась. А когда поменяется, потребуются десятки лет, чтобы сменить педагогический состав в школе
Также встречается ситуация, когда педагог хорошо понимает материал, но не умеет учить (т.е. не может эффективно передать свои знания вашему ребенку)
Либо знает предмет и умеет учить, но так как его слишком долго унижали низкими зарплатами и плохим отношением со стороны государства, руководства, родителей и детей, то он уже совсем иначе воспринимает свою работу и регулярно срывается на детях или просто тихо детей ненавидит и дети отвечают тем же. В результате дети не хотят у него учиться, у них плохая успеваемость и проблемы на экзаменах
Решение:
Физику и математику я выучил ещё в школе, что позволило поступить в Московский физико-технический институт (МФТИ — ведущий технический вуз страны). А методы преподавания отрабатывал с 1-го курса, и сейчас владею всеми инструментами индивидуальной работы с каждым учеником
Моё глубочайшее убеждение состоит в том, что каждый ребенок может раскрыть свой потенциал и показать результат, который порадует и родителей и его самого. Наши дети совсем скоро будут создавать сильную России и творить будущее, которое практически завтра станет настоящим. Именно они станут сильными и умными людьми, которые уже сейчас красивы и талантливы, и, раскрыв свои способности, только приумножат свои сильные стороны. А мы должны им в этом помочь. И я свою роль вижу именно в этом
Причина №6
В школе ребенок не выполняет задания преподавателя
Степень важности ★★★★★
В школе на уроках ребёнок может не выполнять задания преподавателей. Он просто зря просиживает штаны на занятиях, но ничему не учится
Это может происходить по двум причинам:
1. Детей в классе много, и учитель не замечает, что конкретный ребёнок занимается своими делами, вместо того, чтобы выполнять задания преподавателя
2. Ученику непонятно, что надо делать
Решение:
Чтобы каждого ученика было видно, в классе должно быть точно не 30 человек. И даже не 20. По моему опыту если учеников больше 12, у учителя уже не хватает внимания, чтобы всех держать под контролем. Поэтому у меня не больше 8 учеников в группе. Каждый ребенок получает чёткие и понятные задания, все дети работают в полную силу и под моим пристальным наблюдением и контролем
Причина №7
Учитель активно использует неизвестную детям терминологию
Степень важности ★★★★★
Учитель в процессе обучения использует неизвестную детям терминологию. От этого у них голова идёт кругом, они злятся, а потом у них полностью пропадает желание этот предмет изучать. Таким образом разрушается мотивация и желание именно с этим педагогом заниматься. А если такая ситуация длится долго, то разрушается желание изучать этот предмет вообще у кого угодно, а потом разрушается желание учиться в целом и появляется недоверие к любой образовательной системе
Решение:
Я на своих занятиях разговариваю с детьми максимально простым языком. А когда необходима терминология, тщательно объясняю детям значение слов и убеждаюсь, что все поняли так, как надо. Это позволяет детям продолжать с интересом учиться и не терять мотивацию
Причина №8
Отсутствие наглядности и малое количество примеров
Степень важности ★★★★★
Если учитель рассказал что-то новое, но не привёл несколько примеров, как это применяется в жизни или при решении задач, то ребёнок эту теорию не поймёт и решить какую-то другую задачу на эту тему не сможет. И хотя формула, которая применяется для решения задачи на экзамене та же самая, применить её ученик не сможет
Решение:
Я привожу детям много примеров: рассказываю истории из жизни, рисую на экране схемы и таблицы. Тут же прошу детей, чтобы они привели свои примеры, сделали свои рисунки, схемы, свои уравнения. Это один из способов того, как я проверяю понимание у детей — если ученик не может нарисовать, значит он не понимает. А если начал рисовать или писать уравнение, оживился и выполняет практические задания, включился в обсуждение темы занятия, то всё в порядке. Активизируется их собственное творчество и гибкость в применении нового материала. И теперь на экзамене, если ребёнку встретится незнакомая задача на эту теории, ученик не теряется и находят способ её решить
Причина №9
Нарушен принцип постепенности в обучении
Степень важности ★★★★★
Когда учитель преподаёт в школе, он ориентируется на наиболее активных 4-5 учеников. Для остальных учеников темп обучения и уровень учебников оказывается слишком высоким. Либо учитель ориентируется на средних, и тогда сильным — скучно, а слабым всё равно не понятно
Решение:
Перед началом занятий я всегда делаю тест, чтобы определить текущий уровень знаний ученика. И затем по результатам теста я объединю его с учениками такого же уровня. В результате ребёнок прогрессирует без излишнего напряжения, но и скучать тоже не приходится
Причина №10
В школе дают не всё, что требуется на экзамене
Степень важности ★★★★
Обычно в школе на занятиях по-настоящему сложные задачи, которые будут на экзамене, учитель с учениками не разбирает. По мнению учителя, дети такие задачи всё равно не решат. Учителю так проще, лёгкие задачи в классе успешно порешали, все молодцы. В результате на экзамене ребёнок заранее знает, что не сможет такие сложные задачи решить, и поэтому на них даже не смотрит. А больше всего баллов, нужных для поступления в хороший вуз, дают именно сложные задачи
Решение:
С моими учениками мы разбираем все задания, которые будут на экзаменах, в том числе самые сложные задачи. Для этого я использую принцип постепенности от простого к сложному. Это всегда дает неизменно высокие результаты на экзаменах — к концу обучения у меня дети уверенно решают даже сложные задачи, которые приносят нужные баллы
Причина №11
Отсутствие контроля и дисциплины
Степень важности ★★★★★
Не всегда в классе все ученики активно участвуют в процессе обучения. Ученик может отсиживаться, думать о чем-то своём и впустую терять время. Активно будут работать только несколько человек в группе
Решение:
Я использую методику вовлечения каждого ученика, когда время от времени на занятии дети по очереди должны вслух выполнить упражнения, которые показывают их активное участие. В результате каждый ребёнок полноценно участвует в образовательном процессе и действительно повышает уровень своей подготовки к экзамену и с каждым занятием всё больше и больше готов к экзамену
Причина №12
Ребёнок не делает ДЗ (домашнее задание)
Степень важности ★★★★★
В школе после каждого занятия даётся домашнее задание, но не каждый раз оно проверяется. Ученики об этом знают и поэтому делают ДЗ, только в те дни, когда есть риск проверки.
В дополнение к этому многие ученики списывают ДЗ из интернета, где на каждую задачу из учебника уже лежит решение. А если ребёнок списывает — это никак не повышает его шансы успешно сдать экзамен
Решение:
У меня ДЗ тщательно проверяется, в том числе с точки зрения списывания. Учеников не много и одинаковые работы сразу бросаются в глаза. Если ДЗ списан или сделан халтурно, об этом сразу ставятся в известность родители, а ученик будет должен такое ДЗ в любом случае переделать (плюсом к очередному ДЗ). Таким образом ученик быстро понимает, что единственный допустимый образ действия — делать ДЗ самостоятельно и в срок
Причина №13
Ребёнок не понимает, зачем ему учиться
Степень важности ★★★★
Преподаватели часто не объясняют, зачем нужен тот или иной предмет, та или иная тема. Это убивает мотивацию ребенка учиться, так как у него нет ответа на вопрос «зачем». А это жизненно необходимо, если мы хотим, чтобы ребёнок занимался с интересом
Мотивация поднимает скорость освоения материала в разы. А её отсутствие почти полностью останавливает обучение
И если ребёнок пытается с таким отношением сдавать экзамены, обычно он не набирает нужные баллы для поступления в вуз
Родители от этого сильно расстраиваются, думая, что ребёнок тоже расстраивается и беспокоиться. Но на самом деле ребёнка это особо не трогает — это же родители хотели отправить его в этот вуз, а сам он не особо-то и хотел. У него всё в порядке, он уверен, что всё как-то само прекрасно образуется, как это было уже десятки, а то и сотни раз в его беззаботной и безоблачной жизни
Решение:
По результатам теста я часто рекомендую родителям «Мотивационную сессию» и провожу её с ребёнком. Это моя авторская методика, не имеющая аналогов
«Мотивационная сессия» делается перед началом занятий, чтобы ребёнок по-настоящему хотел учиться и понимал, зачем это нужно лично ему
А также на занятиях я всегда объясняю ребёнку, как тема, которую мы проходим прямо сейчас, связана с выбранной им профессией и тем вузом, в который он хочет поступать
Именно так у ребенка возникает настоящий интерес к предмету и он действительно хочет его изучать, а не просто формально готовится к экзамену
Причина №14
Родители переводят детей на домашнее обучение и пытаются сами с ними заниматься
Степень важности ★★★
Тут самая большая проблема в самоконтроле ученика: мало кто из детей может самостоятельно в течение года планомерно готовиться к экзаменам. Большинство не могут. Поэтому родителям придётся брать на себя функции учителя и репетитора, и конечно же проверять все домашние задания. На это уходит огромное количество времени, которое есть далеко не у всех
Естественно, чтобы помогать своему ребенку, вы должны знать школьную программу настолько хорошо, чтобы вы сами могли сдать экзамен и получить нужный балл для поступления в вуз. Также вам должно хватить нервов продолжать заниматься с ребенком и не выходить из себя, например, когда он чего-то не понимает, говорит или делает что-то в корне неверное, абсурдное, нелогичное
Так или иначе, обязательным требованием является навык ребенка самостоятельно решать задачи и верно их оформлять, т.к. именно это и требуется на экзамене. Но если что-то пойдет не так, и ваш ребенок завалит экзамен, у вас уже не будет второй возможности исправить ошибки, допущенные на этапе самостоятельной подготовки
Решение:
Так как я профессионально занимаюсь подготовкой к экзаменам и это моя работа, я сделаю всё необходимое, чтобы ваш ребенок сдал экзамен и поступил в нужный вуз:
— у меня есть время для занятий с вашим ребенком
— я очень хорошо знаю математику и физику
— у меня есть технология обучения, т.е. методика передачи знаний ученику
— я знаю всё о требованиях на экзаменах и получении максимально возможного балла
Если вы решите не «срезать угол» и выберете меня в качестве репетитора для своего ребёнка, вам не придется столкнуться с ситуацией провала на экзамене и вам не придется себя винить за потерянное время и упущенные возможности.
Причина №15
Занятия с репетитором, который поддерживает разговоры на посторонние темы
Степень важности ★★★
Репетитор, который отвлекается с учеником на посторонние темы, тратит время вашего ребенка и ваши деньги впустую, поддерживая темы, которые предлагает ученик. Ребёнку от этого приятно, не приходится концентрировать внимание на учёбе, а можно просто расслабленно беседовать на разные темы. Но ведь вы обратились к репетитору не для этого? Такое «обучение» не позволит ученику достичь высоких результатов и поступить в нужный вуз
Решение:
Я быстро возвращаю учеников к изучаемому предмету при попытке отвлечь разговорами на посторонние темы. И вы можете быть уверены в том, что время не будет потеряно зря, и ваш ребенок действительно успешно подготовится к экзаменам
Причина №16
Занятия с недостаточно квалифицированным репетитором
Степень важности ★★★★★
Часто репетитор может зря тратить время, за которое вы ему платите, поддаваясь на манипуляции ребёнка начать разговаривать о чем-то другом, не по теме занятия
Другая ситуация — когда репетитор просто недостаточно знает предмет, и поэтому не может решать сложные задачи, которые будут на экзамене, и тем более не может этому научить вашего ребенка. Такой репетитор сам будет избегать сложных тем на занятиях
В результате получится так, что ваш ребенок ученик будет снова и снова прорешивать одни и те же задачи, которые у него и так хорошо получаются, и в итоге всё равно не будет готов к экзаменам
Решение:
Вам нужно выбрать репетитора с опытом работы не менее 5 лет и хорошими отзывами. Также важно выяснить, есть ли у него годовая учебная программа? Если её нет, такого репетитора будет гораздо легче увести в сторону от темы занятия
Но преподавателя, у которого есть годовая программа, и который точно знает что нужно делать на каждом занятии, гораздо труднее сбить с толку, а значит у такого репетитора гораздо больше шансов подготовить вашего ребёнка к экзаменам и поступлению на бюджет в нужный вуз
Причина №17
Ваш ребёнок не работает на онлайн-занятии
Степень важности ★★★★★
Если ученик пишет мышкой на экране, то это всегда получается медленно и коряво. Репетитору и остальным ученикам в группе читать такое сложно. Занятие для всех превращается в пытку, и мы с учениками при таком режиме работы на занятии успеваем гораздо меньше, чем могли бы
Решение:
Я рекомендую использовать графический планшет и даю рекомендации по выбору подходящей модели планшета, а также где и как приобрести его недорого. С правильным планшетом скорость и качество работы ученика на занятиях поднимается на должный уровень
Причина №18
Ребёнок не способен письменно формулировать свои мысли
Степень важности ★★★★
Дело в том, что все экзамены сдаются только письменно, поэтому ваш ребенок должен обязательно уметь письменно формулировать свои мысли (решения задач). Очень часто я сталкиваюсь с тем, что ученик не способен письменно аргументировать решение задачи, а значит он не сможет сдать экзамены и получить нужный балл, даже если он отлично знает предмет
Решение:
Речь и письменность тесно связаны и чтобы научить ребёнка грамотно оформлять задачи и правильно прописывать последовательность решения, сначала надо научить ребёнка говорить. Владеть устной речью, где он устно проговаривает правильную последовательность решения задачи. Научиться формулировать мысли вслух проще, чем делать это письме
Поэтому на своих занятиях я тренирую детей сначала проговаривать свои правильную последовательность шагов решения задачи или просто какое-то математическое или физическое определение вслух
А чтобы правильно проговаривать или верно записывать последовательность шагов в решении задачи, у ребёнка должно быть натренированное мышление. И устное формулирование своих мыслей помогает натренировать этот навык быстрее всего
В результате ребёнок обретает навык выстраивать мысли в логическом порядке, проговаривать их вслух, а также записывать и оформлять их так, как следует это делать на экзамене
Причина №19
Родители слишком поздно обращаются к репетитору
Степень важности ★★★★★
Некоторые родители начинают обращать внимание на проблемы в обучении своего ребёнка только ближе к концу 11-го класса. Они выбирают репетитора и пытаются за полгода или даже за один-два месяца загрузить в голову ребёнка годовую программу, а иногда заполнить пробелы, накопившиеся за несколько лет
Поэтому, когда приходит время экзаменов, ребёнок набирает недостаточно баллов для поступления в нужный вуз
Но даже если ваш ребёнок поступит в нужный вуз на бюджет, он может «вылететь» уже на 1-м курсе. А исключение на 1-м курсе происходит потому, что ребёнок перед экзаменом зубрил, а не понимал по-настоящему предмет. А если экзамена скоро, то ребёнку ничего другого не остаётся, кроме как зубрить, потому что на подробное изучение не остаётся времени
Эта ситуация формирует привычку зубрить без понимания, этот навык остаётся с ребёнком на всю жизнь и сильно мешает добиваться успеха
Решение:
Для получения нужного балла на экзамене у ребёнка должна быть полное понимание предмета
Выработка такого понимания — процесс не быстрый, требует времени. Поэтому единственно верное решение — это обратиться к репетитору в начале 9-го класса